Среда, 23.08.2017, 08:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Статьи [5]
Конспекты уроков [6]
Конспекты мероприятий [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
     Такие чтения, конференции, круглые столы сейчас проходят повсеместно, это отрадный факт. Он свидетельствует о том, что сейчас явно рождается интерес и понимается необходимость возвращения духовно-нравственного воспитания. Это происходит не только на уровне Церкви, богословов, отдельных лиц, а на самом высоком уровне. Многим известно, наверно, что наш Президент, когда был в отпуске осенью и посещал северные обители, говорил, что трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни. Очевидно, что это не просто дань моде или очередная кампания. К этой теме нас уже вынуждают обращаться обстоятельства. Хотя сейчас есть целый ряд несомненно положительных тенденций, в среднем положение по России не может не тревожить. Я не хочу приводить цифры по состоянию, скажем, здоровья, наркомании, пьянства, семьи и так далее. Можно только одну цифру привести: наш госкомстат сообщает, что если сейчас в России ничего не изменится, то к 80-му году в России останется половина населения. Есть цифры более мрачные. Скажем, журнал «Русский Дом» опубликовал прогнозы ученых, один из которых предрекает то же самое через 30 лет.

     В чем же дело? Этот вопрос многих волнует, и мы ищем пути выхода из кризиса. Можно приводить множество причин – социальных, исторических, экономических, но есть одна фундаментальная причина, из-за которой возникли эти негативные последствия по всем направлениям жизни.

     Поясню эту причину на примере. В свое время у нас на приходе один наркоман по моей просьбе записал свою исповедь, с его разрешения мы ее потом опубликовали в газете. Он рассказывает, как он начал употреблять наркотики. Учился в десятом классе, жизнь была совершенно серой и неинтересной. «Пытался покончить жизнь самоубийством, как и мои одноклассники». Когда среди этой серой жизни предоставилась ему возможность попробовать наркотик, то это произошло совершенно спокойно, безболезненно для совести. Раз жизнь не дорога, почему бы этого не сделать? Слава Богу, он уже давно православный человек и от своего порока избавился, но это очень хорошо характеризует то состояние души, которое может быть у человека, когда он духовно пал.

     Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Очевидно, что состояние души, которое обходится молчанием в наших образовательных учреждениях, - одна из тех фундаментальных задач, которые стоят перед всеми нами. Это не просто задача, например, повышения качества гуманитарного образования, когда нужно ввести какие-то духовно-нравственные дисциплины, а это та задача, которая стоит сейчас в самой основе нашей жизни. Если мы ее не решим, можем просто потерять и детей наших, и Россию. Как это делать?

     Несколько слов хочу сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: «Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть». Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо от того, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то, чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

     Понятно, что все эти разговоры могут остаться разговорами. Вопрос в том, какие практические шаги предпринять. Я хочу сказать несколько слов о том опыте, который есть у нас. Мы четыре года в школах Ногинского района преподаем «Основы православной культуры». Введение этого курса дает положительные результаты.

     Как этот курс вводился? Программа общеобразовательной школы имеет федеральный, национально-региональный и школьный компонент. Она строится на принципах светскости образования, приоритета какой-либо религии не дается. Мы законодательно не имеем права сказать, что Православие – какая-то особая религия, культурообразующая. Но в комментарии к закону об образовании говорится о том, что уровень гуманитарного образования должен обеспечивать национально-культурные интересы тех, кто учится. Поскольку, несомненно, Православие – культурообразующая религия, то мы сделали на это упор. Мы включаем в школы этот предмет как национально-региональный компонент. Есть «Основы православной культуры» и Закон Божий, который преподается в воскресных школах, православных гимназиях и так далее. Вводимый нами предмет «Основы православной культуры» не предполагает изучения религии в том смысле, как это обычно воспринимается. Учение религии – это некоторая информация о том или ином вероисповедании плюс, если это ученики православной гимназии, обязательное хождение в храм, на исповедь, причастие. Мы даем информативную сторону на уроках православной культуры.

     Какие задачи мы ставили, вводя этот предмет? Во-первых, просто знакомство с православной культурой, потому что у нас складывается странная ситуация. С одной стороны говорят о повышении качества гуманитарного образования, глубоком изучении нашей культуры, с другой стороны практика показывает, что многие элементарные вещи из области Православия преподавателям неизвестны, хотя без них совершенно невозможно раскрыть литературное произведение. Простой пример – «Преступление и наказание» Достоевского, где проводится параллель главного героя с четырехдневным Лазарем. Раскольников духовно погиб, совершив преступление, о чем он и сам говорит: «Это не я старушонку убил, бес ее убил, а я сам себя ухлопал». И Сонечка Мармеладова ему читает в Евангелии о воскрешении Лазаря, следователи спрашивают, верует ли он в воскрешение Лазаря. Каким же образом можно трактовать это произведение, если человек не знает основ Православия? Остаются социально-экономические предпосылки, несчастная любовь и классовая борьба. Поэтому мы ставим задачу знакомства с православной культурой, не важно, верующий человек или неверующий. Вторая задача – мировоззрение. То, что сейчас с детьми творится, во многом происходит из-за их дезориентированности. Не знают, что такое хорошо, а что такое плохо. Поэтому смотрят все подряд по телевизору, книжки разные читают.

     В книге по детской психологии есть пример. Устроили конкурс рисунка на тему «Герой войны». Перед этим провели солидную подготовку – приглашали ветеранов, смотрели фильмы, беседы проводили. Когда конкурс состоялся, одна из девочек нарисовала Фредди Крюгера – убийцу из фильма ужасов. Когда ошарашенная учительница спросила: «Это у тебя герой войны?», та ответила: «Да, это герой войны, я ребятам показывала, им очень понравилось». То есть, несмотря на педагогические усилия, в сознании у ребенка остался этот Фредди Крюгер. Как же мы можем налаживать с ребенком контакт, требовать от него нравственных поступков или определенных убеждений, когда сознание его заполнено этим. Ребенка воспитывает телевизор.

     Еще один пример из опыта Веры Васильевны Абраменковой, которая много лет работает с детскими рисунками. Она показывала изменение сознания ребенка за последние лет восемь. Тесты проводились с помощью рисунков. Ребенку дается тема, которая никак не оговаривается и не комментируется, как понимаешь, так и рисуй. «Мою семью» восемь лет назад рисовали так: папа, мама, ребенок взялись за руки, стоят вместе. Чем ближе к нашему времени, тем больше в рисунках появляется телевизор, сначала на заднем плане, потом выходит вперед, заслоняет пол-мамы. Конечно, не у всех детей так, слава Богу, но все чаще такое появляется. Последний рисунок она показала и обратила наше внимание на то, с какой любовью и тщательностью сделан рисунок: коврик и на нем стоит один телевизор, больше ничего нет. Это рисунок ребенка на тему «Моя семья». Вот такое положение дел сейчас. Так вот вторая задача введения этого курса – рассказать детям и преподавателям, кто мы, зачем мы здесь, на Земле, что хорошо и что плохо, предложить православную картину мира.

     И третья задача – безопасность. Сейчас в Москве различных оккультных сект никто точно не знает сколько. Только сатанистов, по оценкам специалистов, около десяти тысяч, с человеческими жертвоприношениями и прочее. Я вам зачитаю отрывок из письма министерства образования Российской Федерации от 12.07.2000г. В ней содержится информация правоохранительных органов. «Представители таких иностранных сектантских общин, как (идет длинный список) – всего около 700, используя религиозное прикрытие, образовательные и культурные инициативы, формируют разветвленные управляемые структуры, с помощью которых собирают социально-экономическую, политическую, военную и другую информацию о происходящем в России, разжигая сепаратистские настроения. Иностранцы изыскивают всяческие возможности укрепления своей позиции в органах государственной власти субъектов Российской Федерации. В ряде общин, находящихся под их влиянием, насаждается религиозный фанатизм, экстремизм, культивируется ассоциальность, отрицание конституционных обязанностей, наносится ущерб нравственному, психическому, физическому здоровью членов этих общин, в первую очередь детей и молодежи». Это лишь небольшой отрывок. Таким образом, задача ставится – безопасность детей. Мы не собираемся никого хулить, но правду открыть ту или иную об общине, о том, что известно органам правопорядка, мы не только можем, но и обязаны сделать.

     Каким образом ведется преподавание? Одна из самых серьезных проблем – подготовка преподавателей. Реально священники не могут участвовать в этом процессе. Те, кто хочет и может это делать, настолько загружены, что реального вклада внести не могут. Студенты духовных училищ или семинарий могут в чем-то помочь, но у них свой учебный процесс. Кто реально это может делать, так это преподаватели общеобразовательных школ. Для них мы организовали курсы, они просуществовали уже четыре года, состоялся первый выпуск. Сначала хотели сделать их двухгодичными, но слушатели не захотели расставаться, попросили продлить. Еле-еле мы, наконец, отправили их с этих курсов. 24 человека, а всего около ста занимается. Это немаленький задел, хотя есть преподаватели неверующие, но многие искренне стремятся к вере. Когда они стали заниматься, разбираться в Православии, рассказывать о нем в школе, они сами настолько загорелись, что говорят: «Мы стали другими». Для нас высшей наградой было, когда одна из преподавателей, достаточно светский человек, на вопрос, почему она пришла на курсы, сказала, что ее коллега год проходила на курсы и сама стала другой. Ей захотелось быть такой, как она. Около 70 наших слушателей уже преподают в школах этот предмет. Из 51 школы в районе в 47 ведется преподавание «Основ православной культуры».

     Мы проводили анкетирование среди родителей и детей после одного года преподавания в школах. Нам было интересно, какой результат это приносит. Мы не ожидали, что будут такие ответы. На вопрос родителям «Ваше вероисповедание» 92 процента ответили – Православие. «Влияют ли каким-либо образом на Вас занятия ваших детей в области Православия» (то есть воспитывают ли Вас Ваши дети?) – 61 процент ответил «да». «Считаете ли Вы нужным преподавание Основ православной культуры в школах?» - 91 процент высказался за. В пожеланиях и родители, и учащиеся старших классов, среди которых проводилась анкета, высказались однозначно, что этот курс надо ввести во всех школах, во всех классах, начиная с первого. Отрицательные отзывы были крайне редки, в основном по той причине, что не хотят увеличивать нагрузку на детей.

     Старшеклассники на вопрос о вероисповедании 87,1% сказали «Православие»; 7,1% - не задумывались над этим; 0,1% не верят в Бога. «Что дало преподавание Основ православной культуры?» - в основном положительная оценка. «Хочется желать людям счастья, добра, любви, выполнять заповеди; лучше ориентируюсь в жизни; стал(а) терпимее; понял, что надо помогать людям; прежде думаю, чем говорю; стала сознавать, что такое грех; стала лучше понимать людей, выслушивать их» - вот некоторые мнения. 86,4% учеников высказались за дальнейшее проведение этих уроков, 6% - против. Интересно, что эти шесть процентов все учатся в одной школе, где засвидетельствовали, что преподавание курса ведется, но на самом деле уроков практически не было.

     Относительно методик и программ. Программу свою мы написали для 1-4 класса, сейчас есть программа до 12 класса, ее только нужно немного откорректировать. Эта программа опубликована в журнале «Воскресная школа». Вышло два наших учебника для детских садов и для первого класса. Центр «Покров» их распространяет. К ним есть приложение – детские раскраски.

Протоиерей о.Виктор Дорофеев

Категория: Статьи | Добавил: pgiro (14.11.2010)
Просмотров: 1478 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright PGIRO © 2017