Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному становлению младших школьников - Статьи - Каталог статей - Духовно-нравственное воспитание
Понедельник, 23.01.2017, 20:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи [5]
Конспекты уроков [6]
Конспекты мероприятий [3]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » Статьи

Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному становлению младших школьников
 Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.

Общая цель всех членов семьи ( и в первую очередь матери, отца) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.
Уместно вспомнить в этой связи слова А.С.Макаренко: «Семья составляет органическую часть общества, и всякая ее попытка построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приводит к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности ».
« Каким будет наш ребенок?» - этот вопрос по-особому волнует молодых родителей, ожидающих ребенка. Кто будет: мальчик или девочка? Здоровым ли родится ребенок? Какой у него будет цвет волос, какие глаза? И , конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребенок был красивым, особенно, если родится девочка. Ожидание ребенка одновременно выдвигает перед родителями и многие проблемы, так как каким быть ребенку зависит главным образом от воспитания.
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом – вот что играет определенную роль в воспитании. Характер человека образуется «в потоке мира» (по выражению Гете), т.е. на протяжении всей жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские годы в семье. И все-таки для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью его мира. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Например, он с ранних лет начинает воспринимать как родители, бабушка с дедушкой, другие родственники и знакомые судят об общественно-политических событиях, о проблемах духовной жизни, бытовых вопросах, об обстановке на работе и о поступках ближних. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей – в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это в первую очередь решают родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать – ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.
Атмосфера сердечной привязанности, чуткости, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику , выступает в качестве первичной школы его социальных чувств, в том числе и таких, как чувство гуманизма, милосердия. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности». – подчеркивал В.А.Сухомлинский. [5]
Иным родителям вся детская жизнь, за исключением учебы, не представляется чем-то серьезным . Они не учитывают, что нормы общественного поведения вырабатываются именно в этой, не заслуживающей внимания сфере их жизни. Обычные семейные приготовления к празднику идут по линии наведения чистоты и приобретения всякой съедобной снеди. Давно установлено, что дети при этом только мешают. Их выпроваживают гулять или отсылают к бабушке. А ведь не менее важно чем натереть полы и запасти положенное количество продуктов, подготовить к празднику детей. Обязательно надо сделать так, чтобы каждый праздник приобрел свое «лицо», свою тональность, свой смысл в глазах ребенка. [1]
При духовном контакте и взаимной поддержке членов семьи домашний труд превращается в «моющее средство» нравственного воспитания. Уютный, ухоженный дом, отвечающий вкусам и представлениям их хозяев, хорошо организованный быт и режим жизни семьи – все это как нельзя лучше формирует спокойную доброжелательную атмосферу, способствует созданию психологического комфорта в семье. Чтобы вырастить детей рачительными, умелыми. заботливыми хозяевами своего дома, отцу и матери следует воспитывать в ребенке интерес, творческий подход к домашнему труду, доказывая, что любая домашняя работа предоставляет возможность проявить способности. Такой подход к домашнему труду наполняет быт семьи новым содержанием, превращая его сферу насыщенного духовного общения, сплачивает семейный коллектив. [3]
И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей , их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте.
В зависимости от всего этого школьник может по-разному воспринимать как смысл различных предъявляемых взрослым требованиям, так и смысл своих и чужих поступков. Самое главное, чтобы все требования были по отношению к ребенку справедливы. Быть справедливым по отношению к детям трудно: взрослый забыл специфику детского восприятия мира, часто не может понять причины поведения ребенка, потерял представление о детском мироощущении. Не следует скорополительно принимать решение в ответ на содеянное ребенком. Самое общее правило – выяснить, как ребенок понимает суть дела. Тот не всегда может объяснить свои действия- взрослый должен помочь такому выяснению.
Взрослый осуждает ребенка за то, что он нанес обиду товарищу. Один ребенок переживает стыд за свой поступок, он понимает, что был не справедлив, не смог сдержать себя, что оценка взрослым его поступка справедлива. Другой же только боится наказания, ему не стыдно за свое поведение, его переживания связаны , главным образом, с чувством страха. А третий и вовсе считает, что его осуждают несправедливо, он обижен за себя.
Выходит, что взрослые, в общем, старались воздействовать на детей одинаково, а каждый ребенок воспринял это воздействие по-своему, вложил в ситуацию свой собственный смысл. Поэтому только в том случае, когда понимание ситуации взрослого и ребенка одинаковое, до ребенка дойдет, за что его осуждают и чего от него хотят.
Несправедливость, допущенная по отношению к детям требует, как и в других случаях, чтобы взрослый немедленно извинился. Чтобы не допускать несправедливости по отношению к детям, рекомендуется не спешить с произнесением оценки или суждения в адрес ребенка. Чтобы быть справедливым, надо уметь размышлять и уметь любить детей. Двух этих качеств родителей достаточно, чтобы не нарушать принципа справедливости по отношению к детям.

 Основной принцип соблюдения справедливого отношения к детям – не сравнивать ребенка с другими детьми, а сравнивать ребенка с самим собой. Это положение было выдвинуто К.Д.Ушинским. Он предлагал в оценке ребенка исходить из того, каким ребенок был «вчера» и каков он «сегодня». [4]
У ребенка понимание ситуации иное, чем у взрослого. Самому ему трудно, почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этими знаниями, ребенок опирается на мнение и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках. Это особое родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним – и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на справедливый моральный выбор. Важно также с самого раннего возраста развивать у детей потребность в собственных моральных открытиях. Фразой: «Подумай, что было бы, если бы…» -желательно начинать или заканчивать каждый разговор с ребенком. [2]
Но любые, даже самые проникновенные слова могут оставаться только словами, если не будут подкрепляться делом взрослых и детей. Воспитание нравственное, точно так же, как и трудовое, эстетическое, требует постоянных практических усилий, настойчивости в достижении намеченного. Приложение 1

Семья в народной культуре и народной педагогике
Формирование у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Народная мудрость гласит: «Сильна семья – крепка держава», «Самое лучшее наследство – воспитанность», «Дружная семья гору сдвинет», «На что и клад, коли в семье лад».
Сегодня мы чаще обращаемся к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В народной педагогике ищем опору в борьбе за нравственное и физическое здоровье молодежи. Это педагогика наших дедов и прадедов. Она реалистична, тесно связана с жизнью. Ее цели просты и человечны – воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, жил ее радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным, добрым.
В России семья считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания перед общиной и перед церковью. Определяющим в развитии ребенка народная педагогика считала в первую очередь непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками. И сегодня подчеркивается тот факт, что только взаимоотношения этих трех поколений позволяют полноценно воспитывать и развивать личность ребенка, особенно младшего возраста.
Доброе, ласковое, уважительное отношение к ребенку, умение понять его, привлечь к делам и заботам, которыми живет семья, считается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания. Вот, например, пословицы, записанные в разных регионах страны, но содержащие одну и ту же мысль: дети – это самое дорогое, что есть у любого народа. «Родное дитя, как дерево около дома», «Ребенок дорог, как сердце», «Украшение дома – ребенок».
Для педагогики народов России характерно уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» (дагестанские пословицы), «Слово дедов – источник разума», «Поступай по совету старшего, если даже он старше тебя на год» (осетинские пословицы). В педагогике каждого народа обязательно включали ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.). У всех народов России издревле приобщение детей к труду являлось важнейшей обязанностью родителей , рода, общины. Труд детей в семье всегда был связан прежде всего с заботой по дому, в огороде, в поле, с уходом за младшими. С раннего детства ребенок усваивал простую, но важную истину – труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему человек достигает определенного социального статуса и уважения других. Не случайно в народе говорят: «Всяк человек у дела познается», «Работа да руки – надежные в людях поруки», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда».
В педагогике всех народов России наказание применялось только в самых критических случаях, а телесные и вовсе не поощрялись: «С помощью побоев не приучишь к труду», «Избиением ребенка к уму-разуму не призовешь». В народе чаще применялось словесное суждение плохих поступков, например:

«Кормить юношество наше
Лишь березовою кашей –
Это грубость порождать,
Чувство чести отбирать».

 В педагогике всех народов России одним из важнейших факторов воспитания является природа. Эту сторону воспитания воспринял и развил В.А.Сухомлинский. «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, прозрачную дымку степных просторов, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем…»
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей.
Литературовед Д.С.Лихачев отмечал, что если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу, к своей родине. Приложение 2

Современная семья: воспитательные возможности, проблемы.
В современной науке нет единого определения понятия «Семья».
Согласно определению Н.Я.Соловьева « Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками , живущими вместе и ведущие общее хозяйство». [4]
По определению А.Г.Харчева: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы , члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». [4]
Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, «Семья – воспитательная колыбель человека». Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. По мнению И.В.Гребенникова выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

 1) Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального аспекта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда способностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитанием, особенно в первые годы жизни человека.

 2) Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей. [4]

 3) Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждение их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее.
Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Ученые, занимающиеся проблемами семьи, семейного воспитания считают, что полноценное, «качественное» воспитание зависит от типа семьи, ее структуры, материальной обеспеченности, места проживания, психологического микроклимата, традиций и обычаев, уровня культуры и образованности родителей и многого другого. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.
Преобладающим типом является нуклеарная семья, состоящая преимущественно из двух поколений - супругов и детей – до вступления в брак последних. Распространены семьи, состоящие из трех поколений, включающие родителей с детьми и бабушек и дедушек последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер из-за отсутствия жилья. В последние десятилетия увеличилось число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских. [4]
В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей развития ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, ухудшением состояния здоровья населения. Остались в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных, никотиновых пристрастий.
В дружных семьях не смолкают оживленные разговоры, домочадцы испытывают желание делиться друг с другом мыслями, планами. Первое, что выдает семью неблагополучную - это гнетущее, натянутое молчание. Здесь не о чем разговаривать, не хочется лишний раз обращаться друг к другу. Бывает и так: семья вроде не хуже других, но беседовать в ней не принято.Супруги перекидываются между собой двумя-тремя фразами по хозяйству, выдают ребенку несколько указаний: «иди ужинать», «делай уроки» - и погружаются каждый в свои дела.
Дефицит человеческого тепла, душевной близости в семье рано или поздно приводит к отчуждению, а то и к распаду брака. Чтобы этого не случилось, вспомните замечательную традицию семейных «посиделок». Кому, как не жене, хранительнице семейного очага, стать ее инициатором? Чашка чая располагает к неспешной задушевной беседе. Чтобы кто-то из домочадцев захотел поделиться сокровенным, он должен быть уверен, что его внимательно выслушают, постараются понять. Быть может именно в эти минуты каждый из собравшихся за семейным столом чувствует себя по настоящему счастливым.
Не секрет, что сегодня общение в семье буквально зациклилось на материальном. С одной стороны это можно понять. Жизнь семьи очень трудна, и речь порой идет о выживании. Но с другой стороны дело в том, что подобные разговоры ведутся большей частью в семьях., где имеется немалый достаток. А рядом дети, они дышат тем же воздухом, черпают образцы для подражания, как правило, из взрослых разговоров, поступков, стиля той жизни, которую наблюдают в семье.
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности.
Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где зачастую ребенку уделяют чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки и вседозволенности.
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой.
Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу , выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей. Ребенок воспринимает мир притягательным или угрожающим. Приложение 3

Список литературы.

  1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения, Омск, Изд-во ОмГПУ, 1998 г.
  2. Аристотель, сочинения в 4-х томах, Москва, 1984 г., т.4
  3. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. Москва, Просвещение, 1987 г.
  4. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. Москва, Просвещение, 1978 г.
  5. Сухомлинский В.А.Избранные педагогические сочинения, Москва, 1980 г.
Категория: Статьи | Добавил: pgiro (14.11.2010)
Просмотров: 4012 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright PGIRO © 2017